Апелляционное определение Калининградского областного суда от 25.09.2013 по делу N 33-4246/2013г. <Об оставлении без изменения решения Гвардейского районного суда Калининградской области от 12.07.2013, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Устава муниципального образования "Гвардейский район", признании незаконными действий и решений Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район", должностных лиц муниципального образования "Гвардейский район" и Управления Минюста по Калининградской области>



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 г. по делу № 33-4246/2013г.

Судья Клименко М.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А.
судей Поникаровской Н.В., Теплинской Т.В.
с участием прокурора Мяшиной З.А.
при секретаре Фильчиной В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе З. на решение Гвардейского районного суда г. Калининграда от 12 июля 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления З. и Д. о признании недействующим Устава МО "Гвардейский район", признании незаконными действий и решений Совета депутатов МО "Гвардейский район", должностных лиц МО "Гвардейский район" и Управления Минюста по Калининградской области.
Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения представителя З. - К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Министерства юстиции России по Калининградской области Краевой Ю.А., просившей оставить решение суда без изменения, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

установила:

З. и Д. - жители Гвардейского района Калининградской области, ссылаясь на нарушение своих прав на местное самоуправление, обратились в суд с заявлением о признании недействующим Устава МО "Гвардейский район, принятого решением Совета депутатов МО "Гвардейский район 23 января 2013 года и зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области 25 января 2013 года.
В обоснование заявленных требований указывали, что положения нового Устава муниципального образования, согласно которым глава администрации муниципального образование не является главой муниципального образования; глава муниципального образования совмещает обязанности председателя Совета депутатов муниципального образования, а глава местной администрации назначается на должность на конкурсной основе, не подлежат применению, поскольку они изменяют структуру и полномочия органов местного самоуправления и в силу положений части 8 ст. 44 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав изменений относительно структуры органов местного самоуправления.
Заявители также полагали, что Устав подписан не уполномоченным на то лицом, поскольку у Совета депутатов МО "Гвардейский район" отсутствовали полномочия по назначению Антонович И.О. временно исполняющим обязанности главы муниципального образования.
Ссылаясь на эти обстоятельства, заявители просили признать недействующим Устав муниципального образования "Гвардейский район" и действия Министерства юстиции РФ по Калининградской области по регистрации этого Устава.
Кроме того, заявители просили признать незаконными действия и решения Совета депутатов МО "Гвардейский район", связанные с назначением временно исполняющего обязанности главы муниципального образования; проведением конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования и назначением по итогам конкурса главы администрации муниципального образования; действия и решения временно исполняющего обязанности главы МО "Гвардейский район" Антоновича И.О., связанные с осуществлением им полномочий главы муниципального образования.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе З., не согласившись с решением суда, просит его отменить, полагая его незаконным и продолжая настаивать на том, что Устав МО "Гвардейский район" подписан не уполномоченным на то лицом, а его положения свидетельствует об изменении структуры органов местного самоуправления, в связи с чем Устав является недействующим.
Советом депутатов МО "Гвардейский район" на апелляционную жалобу принесены возражения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с абзацем первым части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
При рассмотрении дела судом установлено и подтверждено материалами дела, что решением Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район" № 180 от 23 января 2013 года принят новый Устав муниципального образования "Гвардейский район", согласно которому глава муниципального образования "Гвардейский район" избирается представительным органом из состава депутатов муниципального образования и исполняет полномочия председателя Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район (ст. 33), а глава администрации муниципального образования назначается на должность по контракту (ст. 39).
В соответствии с п. 4 названного решения принятый Устав вступает в силу после его государственной регистрации со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых федеральным законодательством установлены иные сроки и порядок вступления в силу.
Решение совета МО "Гвардейский район" от 23 января 2013 года и новый Устава опубликованы в общественно-политической газете Гвардейского района Калининградской области № 4 (88874) от 26 января 2013 года. Устав зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации Калининградской области 25 января 2013 года.
Принимая оспариваемое решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, установив все обстоятельства возникшего спора и руководствуясь приведенными в решении нормами материального права, правильно исходил из того, что положения вновь принятого Устава муниципального образования не изменяют структуру органов местного самоуправления по сравнению с ранее действующим Уставом, а сам Устав подписан уполномоченным на то лицом. В этой связи суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований как к признанию Устава МО "Гвардейский район" недействующим так и признанию незаконными оспариваемых заявителями действий и решений.
Такие выводы суда основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела и подробно мотивированы в решении, в связи с чем оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Действительно, в силу абзаца 2 части 8 статьи 44 упомянутого выше Федерального закона № 131-ФЗ изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления) вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Между тем, доводы заявителей о том, что вновь принятый устав муниципального образования изменил ранее существовавшую структуру органов местного самоуправления, на которые вновь имеется ссылка в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права.
Так, согласно части 1 ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу положений ст. 36 названного закона глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В зависимости от способа избрания глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, то есть исполняет полномочия главы администрации, либо исполняет полномочия председателя представительного органа.
В оспариваемом заявителями Уставе ранее существующая структура органов местного самоуправления каких-либо изменений не претерпела, а то обстоятельство, что глава муниципального образования избирается из состава представительного органа и не совмещает полномочия главы администрации муниципального образования, который назначается на эту должность, означает изменение полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, а не изменение структуры органов местного самоуправления, как ошибочно полагали заявители.
При таком положении Устав муниципального образования в этой части вступает в силу со дня его опубликования (обнародования) и оснований для признания его недействующим не имеется.
Обоснованно, по мнению судебной коллегии, не согласился суд первой инстанции и с доводами заявителей о подписании Устава неуполномоченным на то лицом, а равно и с доводами о незаконности назначения временно исполняющим обязанности главы муниципального образования одного из заместителей главы муниципального образования.
Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно изложены в решении, а доводы об ошибочности таких выводов нельзя признать обоснованными, поскольку они противоречат установленным судом обстоятельствами.
Материалами дела подтверждено, что решением Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район" № 175 от 22 января 2013 года досрочно прекращены полномочия главы муниципального образования "Гвардейский район" Кавуна И.И. с 22 января 2013 года на основании п. 2.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
В соответствии с п. 2 указанного решения в связи с досрочным прекращением полномочий главы муниципального образования временно исполняющим полномочия главы (главы администрации) муниципального образования "Гвардейский район" с 22 января 2013 года назначен заместитель главы муниципального образования "Гвардейский район" по социальным вопросам Антонович И.О.
В соответствии с ч. 7 ст. 36 Федеральным закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.
Между тем, как правильно установлено судом, Устав муниципального образования "Гвардейский район" от 19 августа 2005 года, действующий на момент принятия Советом депутатов муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования "Гвардейский район" И.И. Кавуна, не определял должностное лицо местного самоуправления, которое в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, наделяется полномочиями главы муниципального образования.
Учитывая, что в Уставе отсутствовала норма, определяющая конкретное должностное лицо местного самоуправления, которому в случае прекращения полномочий главы муниципального образования передаются его полномочия, то это не исключает возможности возложения таких полномочий главы муниципального образования на любого из его заместителей и прямого запрета на это муниципальные правовое акты не содержат.
Учитывая компетенцию и статус Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район", являющегося представительным органом, к полномочиям которого отнесено принятие решение об удалении главы муниципального образования в отставку и досрочное прекращение его полномочий, этот орган вправе был определить должностное лицо, на которое временно возложить обязанности главы муниципального образования, назначив временно исполняющим обязанности любого из заместителей, в том числе и заместителя главы муниципального образования по социальным вопросам Антоновича И.О.
В данном случае Совет депутатов действовал в пределах своих полномочий, в связи с чем правомерно назначил Антоновича И.О. исполняющим обязанности главы муниципального образования "Гвардейский район". В этой связи Антонович И.О. был наделен соответствующими полномочиями по подписанию решения № 180 от 23 января 2013 года "О принятии нового Устава муниципального образования "Гвардейский район".
Ссылки подателя жалобы на п. 50.3 ранее действующего Устава нельзя признать состоятельным, поскольку это положение предусматривало возможность в случае временного отсутствия главы администрации муниципального образования передачу его полномочий первому заместителю главы администрации. Однако прекращение полномочий главы муниципального образования не может рассматриваться как его временное отсутствие. Более того, должности первого заместителя главы администрации МО "Гвардейский район" не существовало, а была предусмотрена должность первого заместителя главы МО "Гвардейский район".
То обстоятельство, что после принятия Советом депутатов МО "Гвардейский район" решения о назначении временно исполняющим обязанности главы муниципального образования "Гвардейский район" заместителя главы муниципального образования по социальным вопросам Антоновича И.О с последним был прекращен трудовой договор по должности заместителя, само по себе не свидетельствует о незаконности этого решения Совета депутатов, а равно и не исключает возможности исполнения им полномочий главы муниципального образования, в том числе и полномочий по подписанию принятого Устава муниципального образования.
С учетом изложенного следует признать правильными выводы суда первой инстанции о том, что Устав муниципального образования "Гвардейский район", принятый решением Совета депутатов МО "Гвардейский район 23 января 2013 года, подписан надлежащим лицом, которому в силу закона и возложенных на него полномочий предоставлено такое право, в связи с чем правовых оснований для отмены принятого судом решения и удовлетворения требований заявителей не имеется.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на правильность принятого судом решения и повлечь его отмену, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного оспариваемое решение является законным и обоснованным и отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 12 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------